Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
Маковская Д.Н.
Маковская Дана Николаевна – студент, Колледж Ростовского государственного экономического университета, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: статья посвящена учетным записям в электронных системах (называемых также Интернет-аккаунтами), возможностью их покупки или продажи на законных основаниях. Отмечается, что законодательного запрета на передачу прав на аккаунт не существует. Обсуждается правовая природа аккаунта, его материальная ценность, а также классификация всех Интернет-аккаунтов. Предложено разделение аккаунтов на три группы, отражающие их главные функции, то есть, выполняемые ими роли в цифровом пространстве. Предлагаемая классификация основана на нескольких классификационных признаках. К первой группе предложено отнести аккаунты, выполняющие функции доступа в некоторую электронную систему и содержащие большой объем персональных данных о владельце. К третьей группе предложено отнести Интернет-аккаунты с большой креативностью, а ко второй группе - Интернет-аккаунты, занимающие по своим параметрам промежуточное положение между первой и третьей группами. Автором настоящей статьи сделан вывод о невозможности продажи аккаунтов первой группы, одновременно с этим сделан вывод о целесообразности законодательного закрепления возможности продажи аккаунтов, относящихся к третьей группе. Обсуждается правовая природа таких аккаунтов. Приводятся рекомендации по составлению договора купли-продажи аккаунта в социальной сети с учетом легальной практики передачи прав на «сообщества» социальной сети «ВКонтакте».
Ключевые слова: учетная запись, электронная система, Интернет-аккаунт, классификация аккаунтов, группы аккаунтов, законодательное закрепление возможности продажи, сайт, социальная сеть, результат интеллектуальной деятельности, сложный объект, составное произведение, база данных.
Список литературы
- Пархоменко П.Н., Федоренко Н.В. Адресная организация Интернет – пространства и споры по поводу доменных имен // Арбитражная практика, 2004, № 6, стр. 10 – 16.
- Пархоменко П.Н., Федоренко Н.В. Проблемы применения законодательства в связи с развитием информационных технологий // Арбитражная практика, 2006, № 3, стр. 68 – 76.
- Пархоменко П.Н., Федоренко Н.В. Особенности адресной организации сети Интернет и арбитражные споры вокруг доменных имен // Конфидент, 2004, № 4, стр. 12 – 17.
- Пархоменко П.Н., Федоренко Н.В. Правовое регулирование отношений в сфере высоких информационных технологий // Конфидент, 2004, № 1, стр. 14 – 21.
- Пархоменко П.Н., Федоренко Н.В. Информация во всемирной сети Интернет как предмет арбитражных споров // Конфидент, 2004, № 5, стр. 27 – 31.
- Пархоменко П.Н. Доменное имя как особое средство индивидуализации на современном этапе развития электронных технологий. – в сб. Высокие информационные технологии в науке и производстве. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2005, стр. 41 – 43.
- Пархоменко П.Н. Методы и средства регулирования Интернет-отношений. Правовые проблемы. – в сб. Материалы международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы управления». – М.: Государственный университет управления, 2003, стр. 285 – 287.
- Пархоменко П.Н., Мисник Н.Н. Средства индивидуализации в пространстве электронного бизнеса. – в сб. Материалы VII международной научно – практической конференции. – Таганрог: ТРТУ, 2005, стр. 336 – 337.
- Пархоменко П.Н., Мисник Н.Н. Проблемы становления электронной банковской и коммерческой деятельности. – в сб. Материалы межрегиональной конференции «Информационная безопасность регионов России». – Спб, 2003, стр. 51 – 52.
- Маковская Д.Н. Продажа Интернет-аккаунта. Юридические аспекты // Вестник науки и образования, 2024, № 10, ч. 1, стр. 65 – 67.
- Маковская Д.Н. Правовые проблемы продажи Интернет-аккаунта // Отечественная юриспруденция, 2025, № 2, стр. 19 - 26.
- Маковская Д.Н. Классификация Интернет-аккаунтов в контексте законодательного закрепления возможности их продажи // Вестник науки и образования, 2025, № 8.
- Маковская Д.Н. Легальная покупка и продажа аккаунтов в сети Интернет // Новый юридический вестник, 2025, № 8.
- Ахмадуллина А.Ф. Гражданско – правовое значение аккаунтов в социальных сетях // LexRussica (Русский Закон), 2022, том 75, № 12, стр. 130 – 144.
- Кирсанова Е.Е. Аккаунт как объект гражданских прав // Вестник арбитражной практики, 2020, № 2, стр. 44 - 48.
- Кирсанова Е.Е. Правовое регулирование оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой экономике.- М.: Юстицинформ, 2022, 227 с.
- Гейкина И.В. Особенности правовой природы аккаунта в социальных сетях // Юрист, 2024, № 4, стр. 14-18.
- Голышева Н.И., Шаров Д.О. Аккаунт как нематериальный актив: проблемы учета и оценки // Экономика. Бизнес. Банки, 2021, № 4.
- Федоров А.М. Понятие и правовая природа аккаунта в социальной сети // Юридическая наука, 2023, № 8, стр. 151 – 155.
- Митягин К.С. Правовая природа страницы социальной сети // Журнал Суда по интеллектуальным правам, 2014, № 5, стр. 74 – 77.
- Тясто Ю.А. Правовая защита цифровых активов: страница социальной сети // Журнал Суда по интеллектуальным правам, 2021, № 3, стр. 84 – 101.
- Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г.
- Топ-12 популярных форматов контента в 2025 году // https://direct.yandex.ru/base/articles/vidy-kontenta.
- Полякова О.А., Погорелова Е.А. Журнал путешествий как способ продвижения туристических продуктов. - в сборнике трудов Второй Международной научно-практической конференции «Перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства: теория и практика», 2019, Ростов-на-Дону, ФГБОУ ВО «РГУПС».
- Омаров М.М., Пирогова О.В., Сорокин Г.Ю. Виды digital-стратегий туристической компании // Управленческий учет, 2024, № 4, стр. 108 – 115.
- Доброхотова В.С. Влияние brainrot-контента на современную музыкальную индустрию. – в сборнике статей Инновационное образовательное пространство: теория и практика, 2025, ГАОУ ВО «МГПУ», стр. 454 – 457.
- Салихова Е.А. Специфика потребления российской молодежью геймифицированного контента // Медиаскоп, 2020, вып. 1.
- Тумилович М.А. Управление рекламными SMM-кампаниями в банковской сфере // Маркетинг и логистика, 2022, № 2, стр. 47 – 54.
- Петрова Е.А. Эффективное наполнение контента при продвижении товаров и услуг в социальных сетях // Мировые цивилизации, 2018, № 4, https://wcj.world/PDF/01ECMZpdf.
- Потребители возвращают до половины приобретенной в Интернете одежды и обуви // https://www.kommersant.ru/doc/7908805.
- Филиппова С.Ю., Харитонова Ю.С. Цифровые платформы в праве и право цифровых платформ: новые вызовы законодателю и пути их решения // Правоведение, 2025, том 69, № 1, стр. 58-75.
Ссылка для цитирования данной статьи
 |
|
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства. |
Маковская Д.Н. УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ: МОЖНО ЛИ ЕЕ КУПИТЬ ИЛИ ПРОДАТЬ НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ // Отечественная юриспруденция №2 (55), 2025 - С. { см. журнал }.
|

Поделитесь данной статьей, повысьте свой научный статус в социальных сетях